Защита окружающей среды в соответствии с верховенством закона

Новый Закон об охране окружающей среды, вступивший в силу 1 января 2015 года, был назван самым жестким в своем роде в истории Китая. Это означает соблюдение верховенства закона в усилиях по сохранению окружающей среды страны. В последних редакциях освещаются обязательства, права и интересы правительства, корпораций и общественности. Они также влекут за собой более строгие меры и дают правоохранительным органам больше полномочий.

Бескомпромиссные правила

Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), высшего законодательного органа Китая , принял в апреле прошлого года поправки к Закону об охране окружающей среды, первое такое изменение за 25 лет. Поправки обширны и, как ожидается, приведут к глубоким изменениям в защите окружающей среды Китая .

Незадолго до встречи АТЭС в Пекине в ноябре прошлого года Министерство охраны окружающей среды провело всесторонний надзор и регулирование регионов, окружающих китайскую столицу, для обеспечения приемлемого качества воздуха во время мероприятия. Загрязняющим предприятиям было приказано остановить производство в целях капитального ремонта, а беспилотники были отправлены для мониторинга загрязнения. «Это был, конечно, необычный случай, но, тем не менее, повлекший за собой беспрецедентный охват и исчерпывающие меры», - сказал начальник Центра исследований политики и окружающей среды Министерства экономики Ся Гуан. Эти драконовские меры сработали, как это видно на голубом небе над Пекином в течение недели АТЭС.

После обнародования нового Закона об охране окружающей среды провинция Шаньдун обновила критерии для 1000 с лишним местных экологических стандартов до уровня, превышающего национальный стандарт. Этот шаг усиливает давление на местные предприятия, но также является скрытым благом, поскольку создает стимулы для модернизации промышленности. Эффективная защита окружающей среды повышает конкурентоспособность региона уже давно широко признана.

По мнению Ся Гуана, 2014 год стал переломным для верховенства закона Китая , что проявляется в защите окружающей среды, и в 2015 году можно ожидать реальных прорывов.

Постановления и стандарты постепенно совершенствуются, поэтому задаются условия для более эффективного обеспечения соблюдения природоохранного законодательства. Прояснив свою позицию в отношении загрязнения, государство намерено привлечь общественность к управлению окружающей средой. Это также вызовет широкую институциональную поддержку защиты окружающей среды со стороны всех социальных секторов - экономического, политического и культурного - таким образом, приведя развитие страны к более экологически чистому режиму.

Хорошо продуманные меры поддержки

Министерство охраны окружающей среды издало четыре последовательных указа в середине декабря 2014 года, дополняющих новый закон об охране окружающей среды, каждый из которых вступил в силу 1 января 2015 года. Они включают расследование и ликвидацию непредвиденных обстоятельств в окружающей среде, совокупные ежедневные штрафы за неисполнение нарушения, закрытия, секвестры, производственные ограничения и приостановки, а также раскрытие экологической информации.

4 января орган охраны окружающей среды города Гуанчжоу обнаружил в его пригородах нелицензированный завод по переработке минерального масла, который незаконно собирал, хранил и утилизировал отработанную смазку. Правоохранители соответственно конфисковали соответствующее оборудование.

Статья 25 нового закона включает положения об опечатывании или секвестрации инфраструктуры и оборудования преступника, которые незаконно сбрасывают отходы, вызывая или потенциально вызывая серьезное загрязнение. Дополнительный закон дополнительно определяет эти меры, их применимый объем и процедуры, цели, надзор и инспекцию.

В соответствии с законом природоохранные органы уполномочены запечатывать и изолировать оборудование, которое используется для незаконного сброса, сброса или утилизации отходов, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний или тяжелых металлов, опасных отходов или стойких органических загрязнителей; сбрасывать, сбрасывать или утилизировать загрязняющие вещества в районах источника питьевой воды первого класса или в основных районах природных заповедников; скрытно отводить сточные воды под землю различными способами; или подделать или подделать данные мониторинга в вопиющей степени. Такие органы уполномочены также опечатывать или изолировать оборудование предприятий, которые не могут приостановить производство или остановить выбросы, как это требуется после крупных экологических аварий.

Считается, что из четырех указов, опубликованных после принятия нового закона об охране окружающей среды, который предусматривает совокупные суточные штрафы, они оказывают наиболее сильное сдерживающее воздействие. «Виновные в совершении отвратительных нарушений могут быть подвергнуты как экономическим наказаниям, включая совокупные еже

дневные штрафы, так и административным штрафам, таким как закрытие и арест имущества, приостановление или ограничение производства и задержание», - заявил заместитель директора Бюро по надзору за окружающей средой Министерства охраны окружающей среды. Цао Липин заявил на недавней пресс-конференции, объявив новый закон.

Старый закон устанавливал временные рамки, в которые загрязнители должны прекратить свою незаконную деятельность. Тем не менее, правонарушители часто находили способы продолжать нарушать закон намного позже установленного срока. Новый закон, однако, налагает штрафы, рассчитанные в совокупности в зависимости от количества дней, в течение которых нарушение продолжается, независимо от того, как долго. Это, по словам Цао, является сильным сдерживающим фактором.

Все четыре указа возлагают основную ответственность за жесткий контроль загрязнения на пороге правонарушителей. В соответствии с новым законом об охране окружающей среды природоохранные органы проводят дополнительные проверки после того, как загрязняющее предприятие было задержано. Когда такому предприятию приказывают прекратить или приостановить производство, необходимо представить план исправлений в местный орган по охране окружающей среды и провести самоконтроль в ходе очистки от загрязнения. То, когда именно оно возобновит производство, зависит от его собственных данных мониторинга. После того, как соответствующее предприятие сообщило органу по охране окружающей среды о результатах своего самоконтроля, орган проводит последующие проверки в течение установленного количества дней. Любое повторение нарушения может повлечь за собой закрытие со стороны правительства. «Это означает жизнь или смерть для бизнеса, поэтому к ним следует относиться серьезно. Между тем, новое регулирование экономит государственные расходы », - сказал Цао.

Китай развернет общенациональную кампанию по надзору за исполнением нового закона об окружающей среде. Министерство охраны окружающей среды также работает над еще 54 нормативными актами, дополняющими новый закон.

Прокураторы как истцы в делах об окружающей среде

В ноябре 2014 года прокуратура округа Цзиньша, город Биджи, провинция Гуйчжоу, подала в суд на местный орган по охране окружающей среды за неэффективное правоприменение в связи с невыплатой местным застройщиком платы за сброс сточных вод. Это был первый случай, когда истец был обвинителем в деле против экологического подразделения правительства.

Этот иск был вызван решением о продвижении верховенства закона в Китае, принятым на четвертом пленарном заседании 18-го Центрального комитета КПК. В решении говорится, что в стране будет создан механизм, позволяющий прокуратурам возбуждать судебные процессы в интересах общественности. Следовательно, это имеет монументальное значение. Он и механизм, который он предвещает, побудят природоохранные органы добросовестно выполнять свои обязанности в соответствии с законом, способствуя созданию правового правительства.

В тот день, когда новый закон об охране окружающей среды вступил в силу, неправительственные организации «Друзья природы» и «Зеленый дом Фуцзянь» получили от Промежуточного народного суда города Наньпин провинции Фуцзянь уведомление о том, что их дело против местных предприятий, которые занимались незаконной добычей и заготовкой леса был принят. Муниципальная прокуратура поддержала истца. В предыдущем месяце суды в провинциях Тайсин провинции Цзянсу и Гуанчжоу провинции Гуандун рассматривали судебные иски по экологическим вопросам, в которых прокуратура оказывала поддержку истцам.

Эта тенденция подразумевает лучшее соблюдение закона об охране окружающей среды. Профессор Ван Канфа из Китайского университета политологии и права считает: «Я вообще не одобряю прокурорскую деятельность, инициирующую гражданские иски, но одобряю интересы общественных интересов. Прокурорский надзор можно рассматривать как дамоклов меч, висящий над правительственными ведомствами, напоминая им, что бездействие приведет к судебному преследованию ».

До сих пор нет закона или постановления об участии прокуратуры в судебных разбирательствах с общественными интересами, считает директор Учебно-исследовательского бюро по Конституции и административному праву при Департаменте политологии и права Партийной школы ЦК КПК Ван. Yong. Поскольку не существует установленных правил участия прокуратуры в таких судебных процессах, рассмотрение таких дел требует проведения расследований и судебных разбирательств.