Инициатива «Пояс и Дорога» для активизации экологического сотрудничества»
 

В эпоху свободного распространения информации и капитала в мире защита окружающей среды является самой насущной проблемой для каждой страны на земле. Весь мир сталкивается с огромной проблемой, связанной с изменением климата, сокращением биоразнообразия и загрязнением окружающей среды. Люди во всем мире осознали, что единственный путь вперед - это противостоять вызовам бок о бок.

Китайское правительство давно ценит окружающую среду. Еще в 1983 году, во время Второй национальной конференции по охране окружающей среды, защита окружающей среды была утверждена в качестве основной государственной политики. По мере того, как мы продвигаемся дальше в 21-й век, были разработаны дополнительные законы и политика в поддержку охраны окружающей среды в дополнение к более широкому государственному образованию. 18-й Национальный конгресс КПК, состоявшийся в 2012 году, поднял концепцию построения экологической цивилизации до уровня национальной стратегии и сделал ее руководящим принципом национального управления.


 

Эрик Солхейм, исполнительный директор ООН по окружающей среде, выступает на форуме высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Пояс и дорога» в Шэньчжэне 11 декабря 2016 года.

Поэтому, когда в конце 2013 года впервые была предложена Инициатива «Пояс и дорога», в планирование был включен сильный экологический элемент. В ноябре 2015 года темой ежегодного заседания Китайского совета по международному сотрудничеству в области окружающей среды и развития была «Зеленая зона и дорожная инициатива».

Совет Китая, возглавляемый вице-премьером Чжан Гаоли, является консультантом высокого уровня, который способствует обменам между китайским руководством и международными политиками в области охраны окружающей среды. Выбор темы напрямую отражает направленность китайского правительства. Встреча 2016 года была посвящена теме «Экологическая цивилизация: Китай и мир».


 

Изабелла Луис, исполняющая обязанности директора Бюро ООН по окружающей среде в Азиатско-Тихоокеанском регионе, готова содействовать общению и сотрудничеству между Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Исполняющий обязанности директора Азиатско-Тихоокеанского офиса ООН по окружающей среде д-р Изабелла Луи присутствовала на заседании Совета Китая в декабре прошлого года. «Китай учредил Совет Китая 25 лет назад, чтобы учиться на опыте других стран», - сказал д-р Луи, который работает в области устойчивого развития и управления природными ресурсами с 1980-х годов. «В настоящее время Китай разработал собственный опыт в этой области и теперь может оказывать помощь другим странам».

Во время своей последней поездки в Китай д-р Луи приняла участие в церемонии подписания меморандума о взаимопонимании между Министерством охраны окружающей среды ООН и Министерством охраны окружающей среды Китая (МООС), которая согласилась сотрудничать в создании более экологичной инициативы «Пояс и дорога». Это первый меморандум о взаимопонимании, подписанный китайским правительством в отношении экологической инициативы «Пояс и дорога».

Сложная экологическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе

По данным ООН «Окружающая среда», Азиатско-Тихоокеанский регион географически охватывает самую большую территорию и имеет наибольшее население. Регион охватывает 41 страну. Ограниченный на западе Ираном и Афганистаном, он простирается на юг, включая Австралию и Новую Зеландию, Монголию на севере и островные государства Японии и Тихого океана на востоке.

Географическая зона, обозначенная Азиатско-Тихоокеанским регионом ООН по окружающей среде, пересекается с ключевыми регионами, участвующими в Китайской инициативе «Пояс и дорога», что побуждает китайское правительство подписать Меморандум о взаимопонимании с Окружающей средой ООН в надежде получить профессиональные консультации и предложения по вопросам политики.

Азиатско-Тихоокеанский регион сталкивается с огромными проблемами с точки зрения окружающей среды и экологии. В соответствии с Региональной оценкой для Азиатско-Тихоокеанского региона шестой Глобальной экологической перспективы (GEO-6), флагманским докладом ООН по окружающей среде, опубликованным в июне 2016 года, 41 процент стихийных бедствий в мире за последние 20 лет произошел в Азиатско-Тихоокеанский регион, затрагивающий до 4,5 миллиарда человек и приводящий к экономическим потерям в размере 1,1 триллиона долларов США.

Отчасти это связано с быстрым экономическим ростом региона. Рост населения со средним уровнем дохода привел к быстрой урбанизации: около 120 000 человек ежедневно переезжают из сельских районов в города: более половины мегаполисов мира проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индустриализация, урбанизация и изменения в образе жизни оказывают все возрастающее давление на природные ресурсы и экосистемы.

Нынешняя ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе 

станет ясной, если мы рассмотрим приоритетные вопросы, выделенные для каждого региона ООН по окружающей среде. Экологические проблемы фактически отражают различные этапы развития каждого региона (см. Рисунок 1).


 

Однако, если рассматривать страны в индивидуальном порядке, становится еще более сложной ситуация. В Азиатско-Тихоокеанском регионе есть развитые страны, такие как Сингапур и Япония, которые имеют давно разработанную политику и правовые рамки для решения экологических проблем. Есть некоторые менее развитые страны и малые островные государства, которые нуждаются в значительной внешней поддержке; и есть некоторые «развитые развивающиеся страны» (как называет их доктор Луи), такие как Китай и Индия, которым из-за быстрого развития и стремительного роста населения мешают серьезные экологические проблемы, но которые также имеют достаточный капитал и решимость решать проблема.

«Это очень разнообразный регион, в котором происходят динамичные изменения», - сказал доктор Луи. «Для решения текущих проблем требуются долгосрочные совместные усилия».

Зеленые инвестиции, продвигаемые инициативой «Пояс и дорога»

Меморандум о взаимопонимании, подписанный между Организацией Объединенных Наций по окружающей среде и МООС, направлен на создание платформы для обмена информацией и экологически чистого финансирования в целях содействия устойчивому развитию инициативы «Пояс и дорога». Посредством тесного сотрудничества платформа будет фокусироваться и оценивать различные этапы развития, экологические ситуации и влияние различных инфраструктурных проектов вдоль маршрутов Belt и Road.

Доктор Луи пояснил, что сотрудничество в области охраны окружающей среды в регионе в настоящее время опирается на две модели. Первый касается межправительственных организаций, таких как АСЕАН. Страны Юго-Восточной Азии сотрудничают через АСЕАН по таким вопросам, как энергетика и водные ресурсы. Отделение ООН по окружающей среде в Азиатско-Тихоокеанском регионе также сотрудничает с департаментом окружающей среды АСЕАН в области пилотных инициатив, таких как продвижение энергоэффективных лампочек. Вторая модель предполагает использование частного сектора, который более ориентирован на рынок.


 

Новые энергетические машины китайского производства в настоящее время составляют значительную часть парков в развивающихся и некоторых развитых странах. 

Ожидается, что «Зеленый пояс и дорога» добавят новое измерение к структуре регионального экологического руководства с сочетанием инвестиций и зеленого финансирования.

«Инфраструктурные проекты, которые разрушают окружающую среду во время строительства и не имеют адекватных мер для устранения ущерба, не должны иметь права на получение кредитов». Доктор Луи считает, что экологически чистые финансы и кредит будут стимулировать компании брать на себя больше социальных обязательств перед окружающей средой.

Фактически, китайское правительство уже активно продвигает зеленые финансы. В начале 2016 года, по поручению председательства Китая в G20, G20 учредила Исследовательскую группу по экологичным финансам (GFSG). По завершении саммита в Ханчжоу в сентябре 2016 года, коммюнике лидеров G20 полностью одобрило всеобъемлющий отчет, подготовленный GFSG, и прямо выразило свою поддержку в увеличении зеленых инвестиций и финансировании и содействии транснациональным инвестициям в зеленые облигации.

Ожидается, что экологически чистые финансы станут стимулом для бизнеса. «Если выясняется, что компания не соответствует экологическим стандартам, люди не будут покупать ее акции, что заставит ее поднять планку», - сказал доктор Луи. В результате те компании, которые заботятся об окружающей среде и соблюдают экологические законы, улучшат свою репутацию и получат капитал, создавая позитивный цикл на рынке.

Многочисленные меры для облегчения обмена

Несмотря на то, что основную часть в создании зеленого пояса и дороги составляют различные вовлеченные предприятия, правительство Китая также приняло многосторонние меры на национальном, региональном и международном уровнях, чтобы помочь компаниям лучше соблюдать законы и правила стран, в которые они инвестируют в, тем самым избегая экологического риска.

В сентябре 2016 года состоялась официальная презентация Платформы данных по экологии и охране окружающей среды для поясов и дорог. Используя большие данные и технологию спутникового дистанционного зондирования, сайт определил экологические и экологические условия Китая и стран, расположенных вдоль пояса и дороги. Он также предоставляет информацию об экологической политике, правилах, стандартах, технологиях и развитии промышленности в разных странах. Данные, представленные на сайте, станут важным инструментом для компаний, которые хотят инвестировать и работать за рубежом.


 

Наньнин играет ключевую роль в сотрудничестве между Китаем и АСЕАН. Белая коническая конструкция на фото - это выставочный центр, построенный для выставки China-ASEAN Expo. 

Одним из самых ранних достижений веб-сайта является «Голубая книга по экологическим и экологическим вопросам поясов и дорог», опубликованная в конце 2016 года. В ней анализируются политика управления окружающей средой, водные и атмосферные условия, твердые отходы и загрязнение почвы, ядерное загрязнение и международное сотрудничество в области среда разных стран. «Голубая бумага» оценивает 26 стран, включая Россию, Казахстан, Монголию, Индию, Камбоджу, Малайзию и Турцию.

«В каждой стране своя ситуация», - сказал доктор Луи. Она добавила, что некоторые страны прилагают усилия для создания экологической правовой системы, в то время как некоторые уже создали систему, но нуждаются в усилении правоприменения. В некоторых странах широко распространена нелегальная торговля дикими животными, а некоторым островным государствам необходимо решить проблему продолжающегося кризиса выживания по мере ухудшения экологии океана.

«Когда китайские компании инвестируют за границу, они должны соответствовать местным стандартам, - сказал д-р Луи, - но им также необходимо продемонстрировать более высокие экологические стандарты, например, путем обучения местных сотрудников и сообществ, поскольку стандарты в некоторых странах сравнительно намного ниже. »

Для правительства Китая существующие двусторонние и множественные механизмы сотрудничества также используются для улучшения сотрудничества в области охраны окружающей среды. Во второй половине 2016 года правительство Китая провело серию экологических форумов: Конференция по экологическому и экологическому сотрудничеству Евразийского экономического форума в Сиане, провинция Шэньси; Форум китайско-арабских государств по охране окружающей среды в Иньчуани, Нинся-Хуэйский автономный район; и Китайско-асеановский форум по экологическому сотрудничеству в Наньнине, Гуанси-Чжуанский автономный район. В сентябре 2016 года между Китаем и странами АСЕАН было официально создано экологически безопасное партнерство по развитию городов.

В апреле 2016 года министерство охраны окружающей среды также создало Центр обмена и передачи экологических технологий пояса и дороги в городе Шэньчжэнь, провинция Гуандун. Это было ключевым шагом в развитии сотрудничества в области технологий, используемых для борьбы с загрязнением атмосферы и улучшения очистки сточных вод и твердых веществ. отходы.

Сегодня влияние Китая сильно в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами. Ратификация Китаем Парижского соглашения в сентябре прошлого года стала катализатором успеха Конференции по изменению климата в Марракеше, Марокко, в ноябре прошлого года.

Относительно Инициативы «Пояс и дорога», в которой участвует так много стран, каждая из которых имеет свои уникальные ситуации, д-р Луи отметил, что «Китаю и другим странам необходимы глубокие диалоги для выявления их различных потребностей и удовлетворения их с нашим опытом и знаниями. »

«Я думаю, что история будет постепенно разворачиваться в течение следующих нескольких лет», - сказала она с уверенностью в зеленом поясе и дороге. «Путешествие только началось».