«Свобода навигации» подчеркивает скрытые мотивы»

Министерство обороны США опубликовало 6 марта отчет о свободе судоходства (FON) за 2016 финансовый год. В документе приводится сводная информация о чрезмерных морских претензиях 22 заявителей по всему миру, которые американские силы оспаривали в период с 1 октября 2015 года по 30 сентября 2016 года. Они включают в себя претензии в Южно-Китайском море с участием материкового Китая, Тайваня, Филиппин, Вьетнам, Малайзия и Индонезия. Хотя публикация этого ежегодного доклада стала более или менее регулярной практикой, учитывая сложность ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и неопределенность в отношениях между Китаем и США, она явно попала в уязвимое место.   

США всегда выступали за свободу судоходства и шли на все, чтобы оспорить морские претензии, которые они считают «чрезмерными». Однако мотивом для вовлечения Китая в его программу «Свобода навигации» является оспаривание юрисдикции страны над воздушным пространством в морской исключительной экономической зоне (ИЭЗ), а также попытки Китая ограничить полеты иностранных самолетов в пределах воздушного пространства. зона оборонительной идентификации. В последние годы все больше внимания уделяется Южно-Китайскому морю.


 
 
Небольшая лодка, выпущенная китайским ракетным эсминцем Хэфэй, в мае 2016 года совершает круиз по островам Наньша и прилегающим к ним водам в Южно-Китайском море.
 

Однако факт заключается в том, что международное право накладывает различные ограничения на свободу судоходства, которые применяются соответственно к территориальным водам, ИЭЗ и в открытом море. Китай опубликовал 25 февраля 1992 г. свой закон о территориальном море и прилегающей зоне, согласно которому иностранные военные корабли, заходящие в территориальные воды Китая, должны сначала получить одобрение. Хотя это правило соответствует международному праву и практике, США не принимают его, а скорее настаивают на том, чтобы военные корабли пользовались тем же правом невинного прохода через территориальные воды, что и другие суда. Кроме того, США считают, что в таких случаях нет необходимости получать разрешение или даже информировать прибрежные государства. Таким образом, представляется, что американская программа свободы судоходства является способом практических действий по замене международных правил американскими стандартами,

С другой стороны, программа «Свобода судоходства» носит весьма политический характер и пронизана скрытыми мотивами. Министерство обороны заявило, что работа программы основана на принципах, а не нацелена на конкретные страны и регионы. Тем не менее, похоже, что его цели были тщательно отобраны, и что свобода судоходства в Южно-Китайском море - это всего лишь одно звено. Если американская программа действительно основана на принципах, то США должны принять ту же оперативную норму для борьбы со спорными промысловыми водами у рифа Окинотори.

Эти усилия в Южно-Китайском море представляют собой проблему для деятельности Китая по строительству рифов. Таким образом, США не только опровергают суверенитет и права Китая над Южно-Китайским морем, но и бросают вызов авторитету Китая через негативные инсинуации, рассчитанные на подстрекательство других спорящих сторон. Такая практика усугубит ситуацию в Южно-Китайском море.   

Вопросы в Южно-Китайском море в настоящее время относительно спокойны и стабильны. «Ситуация в Южно-Китайском море заметно улучшилась в результате совместных усилий Китая и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которые являются благословением для региона и мира в целом», - заявил министр иностранных дел Ван Йи. Об этом говорится на пресс-конференции 8 марта во время пятой сессии 12-го Национального народного конгресса.

Когда так называемое арбитражное решение по Южно-Китайскому морю было выпущено 12 июля 2016 года, такие страны, как США, Япония и Австралия, рекомендовали его в качестве сдерживающей силы для конфликтующих сторон и выразили надежду, что все заинтересованные стороны его выполнят. Тем не менее, ни страны АСЕАН, ни такие конфликтующие стороны, как Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Индонезия, не достигли консенсуса в отношении арбитража, но придерживались своей первоначальной осторожной позиции. С тех пор, как Родриго Дутерте, президент Филиппин, посетил Китай в октябре 2016 года, двусторонние отношения быстро растаяли, и спор в Южно-Китайском море плавно достиг «мягкой посадки». События 2016 года дали понять сторонам спора, что односторонняя практика, такая как арбитраж, не может решить проблему, и что двухсторонний подход, предложенный Китаем и странами АСЕАН, является единственным разумным выбором. То есть, исходя из исторических фактов и международного права, спор должен быть мирно урегулирован вовлеченными странами путем переговоров и консультаций. Мир и стабильность в Южно-Китайском море должны совместно поддерживаться Китаем и странами АСЕАН. 

    

Ожидается, что текущая стабильная ситуация сохранится. По словам мини

стра иностранных дел Ван И, Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море осуществляется в полном объеме и эффективно. Непосредственно заинтересованные стороны возвращаются на правильный путь урегулирования своих споров путем диалога и консультаций. Китай и страны АСЕАН работают над продвижением Кодекса поведения в Южно-Китайском море (КОК), главным образом путем консультаций, с целью выработки общих региональных правил.

Ван сказал, что к концу февраля Совместная рабочая группа Китай-АСЕАН добилась заметного прогресса в отношении консультаций и подготовила первый проект структуры COC.

«Если в этот момент кто-то попытается создать волну и вызвать проблемы, у него не будет поддержки и он столкнется с общей оппозицией со всего региона», - сказал Ван. «Китай никогда не допустит, чтобы с трудом завоеванная стабильность в Южно-Китайском море была снова нарушена или подорвана».

Более того, свобода судоходства в Южно-Китайском море, безусловно, является «псевдопредложением». «Согласно информации из лондонского Сити, Южно-Китайское море не включено в список зон повышенного риска, и нет никаких данных, свидетельствующих о том, что международные страховые компании повысили страховую премию на проходящих через них судах. Следовательно, откуда взялись опасения по поводу безопасности мореплавания? » сказал Фу Ин, председатель комитета по иностранным делам 12-го Национального народного конгресса. Таким образом, очевидно, что так называемая программа «Свобода судоходства» является не более чем предлогом для сбора разведывательной информации США по Китаю посредством морской разведки. Таким образом, свобода судоходства гарантирует гегемонию США.

Несмотря на разную позицию в отношении свободы судоходства, Китай и Америка пережили ряд кризисов, в том числе столкновение военных самолетов в 2001 году и безупречный инцидент USNS в 2009 году. Принимая во внимание текущие китайско-американские отношения и дипломатические стили У нынешних двух государственных лидеров возникновение еще одного критического инцидента может нанести непоправимый ущерб. Следовательно, отказ от гегемонизма и уделение большего внимания законным проблемам безопасности других стран должен стать принципом, который Америка должна и понимать, и соблюдать.

ЛИН МИНВАНГ - научный сотрудник Института международных исследований Университета Фудань и научный сотрудник Центра совместных инновационных исследований морей Южного Китая при Нанкинском университете.